Медитация вне религиозного контекста
Статья ориентирована на людей имеющих желание как можно более точно познакомиться с медитацией и взять от нее как можно больше для себя полезного, оставаясь вне религиозного контекста. Поэтому я постараюсь описать, в меру своего понимания, аутентичные методики, но сместить акценты. При этом получится, что мы делаем упор на второстепенных эффектах возникающих при медитации. Для нас именно они станут главными.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Автор не является ни уполномоченным, ни самозванным гуру и все что здесь описано основано на его личном опыте с опорой на свое понимание буддийских наставлений, поэтому вполне может быть ошибочным. Учитывая что это к тому же попытка приспособить медитационные техники в утилитарных целях, то ошибки могут иметь двойную вложенность. Тем не менее ничто не мешает рассматривать этот текст как частное мнение и при определенной степени заинтересованности обратиться к аутентичным источникам.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Предметом буддийской медитации является ум. Это не тот ум за который награждают хрустальной совой(хотя и он тоже), а тот который обычно называют сознанием(далее я везде буду употреблять слово ум именно в этом значении).
С т.з. буддизма в основе любого акта мыслительной деятельности лежат два процесса:
1. Сосредоточение(концентрация внимания)
2. Внимательность(Осознавание)
В тибетском буддизме существуют две составляющие медитации которые работают с этими процессами. Это шаматха и випашьяна соответственно.
1. Сосредоточение
2. Осознавание
3. Для чего это нужно?
4. Как практиковать?
5. Шаматха
6. Випашьяна
7. Распространенные ошибки при медитации
8. Заключение
1 Сосредоточение
Разберем это чуть подробнее. Сосредоточение - это просто направление ума на какой-либо обьект. Будь то лампочка в люстре, ощущение зуда в затылке, чувство голода под ложечкой или же образ белой обезьяны в голове.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ум всегда на что-то направлен. Когда мы бодрствуем он, обычно направлен на внешнее, когда закрываем глаза и засыпаем, обьектами ума становятся внутренние явления психики. Когда же мы не спим, но нет никаких внешних обьектов, на которые можно направить внимание, оно также обращается внутрь, но при этом обьективирует психические процессы так, как будто они являются чем-то внешним по отношению к нам. Мы зовем это галлюцинациями.Последнее можно наблюдать в камере сенсорной депривации, сне и... в медитации.
Например, если вы сильно сосредоточетесь на каком-то образе, скажем образе будды, то все остальные внешние обьекты превратятся в фон(перестанут быть различимыми) и во внешнем мире вам просто не на что будет отвлекаться. Однако, только если вы сами не будда, тонкие отвлечения все равно будут присутствовать и направятся к миру внутреннему, что может "оживить" ваш обьект медитации. В отдельных школах буддизма, зная о таких особенностях ума, это определенным образом используют, тогда как в других это вовсе не рассматривается и при появлении подобного практику рекомендуется просто медитировать дальше не цепляясь за эти переживания.
Мы не будем говорить о практике связанной с обьективацией психических процессов, поэтому для нас, при появлении подобных галлюцинаций, актуален совет практиковать дальше стараясь не отвлекаться на подобные экспиеренсы также как и на звук проезжающего автомобиля.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Сосредоточение, концентрация внимания - это предверие наших мыслей. И хотя понимание того, что все что у нас сейчас, в данную минуту, происходит в уме зависит от того на чем сосредоточен ум обрести довольно легко, в обычной жизни мы не считаем это чем-то важным.
По этому поводу видел как-то в сети хорошую каррикатуру в которой изображена семейная пара в спальне. Муж жалуется жене на ночные кошмары и недоумевает по поводу того с чем бы это могло быть связано. А над кроватью, хорошо видно как висят несколько картин с изображениями монстров, крови, отрубленных конечностей и сюжетов средневоковых пыток.
Наше внимание по большей части инициируется чем угодно, только не нами. Даже если отсечь те направления внимания, которые руководствуются инстинктами необходимыми для выживания и размножения(хотя в наших условиях даже это не всегда необходимо), остается еще довольно большой пласт личностных впечатлений, ассоциаций с прошлым опытом и неверных интерпретаций которые управляют вниманием растрачивая впустую наши ресурсы.
Просто идя по улице можно увидеть вокруг себя множество вещей, но все они тут же схватываются цепью ассоциаций и увязываются с прошлым опытом или текущей необходимостью. Некто может сравнить шарф увиденный в витрине магазина, с тем который у него(неё) когда-то был, вспомнить как он(а) когда-то сами вязали нечто подобное, увидеть небольшой ролик о том, как давеча Клара Васильевна из бухгалтерии, нелепо выглядела в чем-то похожем или же у человека имеется необходимость в покупке шарфа. В последнем случае станет целенаправлено игнорироваться все, что не является шарфом и последующее внимание будет направлено согласно этой текущей потребности.
Однако, если у человека нет какой-то определенной цели, то текущей необходимостью будет все то, на что он в большей степени, по сравнению с остальным, обращает внимание.
И это делает процесс мышления цикличным: как только в голове начала прокручиваться цепь ассоциаций обусловленная прошлым опытом, если мы в эту цепь ассоциаций вовлеклись и стали об этом думать, последующее восприятие будет продиктовано уже этими ассоциациями, так как будто они являются нашей текущей потребностью.
В некоторых случаях это ведет к навязчивым мыслям и неврозам. Чаще это чревато установкой ненужных убеждений, в которые может превратиться любая часто повторяющаяся мысль, идея. Получается, что человек идет по вполне реальной улице, с реальными прохожими, погодой, машинами, светофорами, магазинами, птицами, облаками, почтовыми ящиками, телефонными будками, собаками, высотными зданиями, рекламными стендами, деревьями и парками, мостами и электрическими проводами, но не видит все эти обьекты как они есть. Без того чтобы не сделать их инициаторами бесконечного потока хаотических ассоциаций управляющих своим вниманием и, в конечном итоге, мыслями, эмоциями, ощущениями и желаниями.
Другим обуславливающим фактором для нашего внимания служит обыкновенная привычка. С одной стороны это экономия ресурсов. Довольно хлопотно каждый день выбирать какой дорогой идти на работу, гораздо удобнее записать в свой "навигатор" раз и навсегда установленный маршрут и больше не озадачиваться этой проблемой. Теперь можно направить сэкономленные ресурсы на что-то важное. Например, на ворох хаотического и беспредметного ассоциативного мышления который описан выше. Но привычка это статическая структура, тогда как условия вокруг изменчивы, а довольно часто и внезапно изменчивы. И когда наша привычка теряет актуальность и перестает выполнять свои функции, становится трудно просто так взять и от нее отказаться.
Здесь следует оговориться, что я не агитирую за отрицание вышеозвученных вещей. Хаотическое ассоциативное мышление может быть основой творчества, а привычка действительно экономит ресурсы. И если вы не йогин ищущий абсолютную истину, то вам совершенно незачем от этого отказываться. Это удобные инструменты и если их умело использывать, то они будут помогать. Но пока что, на деле выяснется обратная картина - скорее эти инструменты используют нас.
И поскольку, во многих случаях не мы сами управляем своим вниманием, то перманентно возникает конфликт между необходимой деятельностью и тем что в данный момент хочется.
Мы обычно называем это ленью, однако, лени как таковой в природе не существует. Мы говорим о лени когда нам необходимо что-то сделать, но нет никакого желания. При этом мы все равно что-то делаем и порою тратим на это больше усилий чем потребовалось бы для выполнения необходимых дел. На самом деле мешает инерция мышления и отвлечение. Внимание обусловлено внешними факторами и скользит в привычном русле, а чтобы его перенаправить необходимо приложить усилия.
Бывает тяжело печатать статью когда в голове прочно сидит мысль о предстоящем свидании, а еще в это время привык обедать. Бывает что и нет никаких видимых причин чтобы не набросать пару строк о гипотезе Бернулли о плоских сечениях, но вот как-то не хочется. При этом можно с интересом разглядывать жужжащюю между окон муху.
Во всех этих случаях усилия прикладываются, но не к тем вещам к которым нам нужно. Поэтому это не лень, а такое свойство будничного ума - отвлекаться и скользить по привычному маршруту. В буддизме такой ум часто сравнивают с маленькой, неугомонной мартышкой все время прыгающей с ветки на ветку.
Если вы до сих пор считаете что именно вы управляете своим вниманием, проведите прямо сейчас простой эксперимент.
Попробуйте выбрать рядом с собой какую-либо вещь и сосредоточить на ней внимание не отвлекаясь ни на что другое, хотя бы пять минут. Даже это простое упражнение многим выполнить тяжело, ведь вокруг сразу обнаруживается столько отвлекающих факторов, которые буквально притягивают наше внимание. А если я скажу, что необходимо не просто смотреть только на выбранный обьект, но и думать только о нем не отвлекаясь ни на какие другие мысли, то врядли найдется человек(без специальной подготовки) который сможет проделать это в течении 10 секунд.
Не верите? Просто сядьте и попробуйте, а пока вы это делаете я опишу как это в большинстве случаев происходит. Потом сравните.
Обычным текстом я буду писать мысли которые вы сами воспроизводите, в скобках те, что возникают автоматически, характеризуя процесс отвлечения. Непосредственное восприятие обозначим отсчетом времени.
-Ну чтож, попробуем... тэээкс, на чтобы позырить... а, вот чашка (липтон, желтая, мне ее с пакетом чая всучили, ох немытая какая...) Ну что, чашка как чашка. Смотрим.
1, 2 (ох как вентилятор на компе шумит, совсем запылился похоже)
1, не, мне, так сидеть неудобно, надо бы поудобнее (ох что-то щелкнуло в коленке надо бы спортом заняться)
Ну вот, так гораздо лучше. Теперь чашка(надо бы помыть)
1, 2 (а чего делать то надо?) вот я смотрю и смотрю, подумаешь десять секунд, щас перечитаем: "необходимо не просто смотреть только на выбранный обьект, но и думать только о нем не отвлекаясь ни на какие другие мысли".
А понятно вообщем думать только "чашка". Поехали.
Чашка,Чашка,Чашка,Чашка,Чашка,Чашка,Чашка, не, что-то не то. Ненадо, наверное мысленно проговаривать, а просто удерживать внимание(точно, какая у меня здравая мысль, простая и понятная не то что в этой статье...) Такс...
1, 2(машина за окном проехала) 3, 4, (вот еще одна. Как же их много нонче ездеет... загазовали всю природу - дышать нечем) Блин не то, надо заново.
1, 2, 3(1, 2, 3 ) хм... считать наверное не надо.
1, 2, 3(1, 2, 3) ну все, теперь фиг отделаешься. Надо сосредоточиться. Уфффффф...
1, 2, 3(10 секунд надо?)
1, 2, 3(просто смотрю не отвлекаюсь)
1, 2(да кто там орет?)
1, 2, 3, 4(чего я вообще делаю, зачем это нужно?)
1, (дурацкая чашка, кстати. Совсем из нее пить неудобно)
Так, нука нафиг всё, сейчас продержимся!
1, 2, 3, 4, 5(отупляет как-то)
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7(ээээть дышать нечем, зачем же я дыхание задерживаю когда надо мысли?)
А может наоборот, расслабиться надо? Попробуем.
1, 2(машина проехала)3(да кто же там орет все время?)4(беспокойный все-таки у нас район, нафик спрашивается переехали)5, 6(надо бы перекусить чего, а то сижу уже час как мумия... да фильм прикольный, надо кстати третью часть позырить... с Ленкой например, ей вроде тоже понравилось... а потом можно к Лехе зайти, елки, он же мне второй месяц штуку должен... вот гад... ох сколько же всяких мыслей в голове... не голова а дом советов... у меня мама так про умных людей говорила... наверное я тоже умный, блииин вся клава в крошках надо бы почистить) ой. Да ну и фиг с ним, это все из-за шума с улицы и соседей орущих. По любому уж десять секунд можно просидеть...
Вот примерно так это и происходит. Если у вас иначе и вы спокойно выседели положенное время не отвлекаясь, то поздравляю у вас хорошие способности к медитации. Правда чаще это свидетельствует о невнимательности и обычном не замечании собственных отвлечений. Вам даже могло показаться что мыслей вообще не было. Что бы это действительно проверить надо немного позаниматься второй неотьемлемой составляющей медитации - випашьяной. Но сначала подобьем краткие итоги.
Внимание, направление нашего ума, в большинстве случаев не зависит от нашего воления. Даже если нам необходимо направить внимание, то без желания это сделать очень трудно. То, о чем мы думаем зависит не столько от того, что в действительности находится вокруг нас, сколько от того куда направлено наше внимание. От того что мы думаем зависит то как мы чувствуем, что переживаем. Ну а переживания, в конеченом счете окрашивают наше восприятие эмоционально и подготавливают почву для избирательного внимания. Это замкнутый самоподдерживающийся круг, который при увеличении числа "оборотов" формирует привычку. В течении жизни мы накапливаем множество подобных образований которые "живут своей жизнью" и управляют нашей.(Подробнее об этом можно узнать изучив буддийскую теорию личности как состоящей из пяти груп дхарм(скандх), если я об этом напишу, то поставлю здесь ссылку, а пока только могу порекомендовать Google).
Собственно, чтобы сделать наоборот - стать хозяином своих привычек и не зависеть от них, а также быть способным не формировать новых, можно использывать медитацию.
В частности шаматха может быть использована для развития управления своим вниманием.
2 Осознавание
После того как ум выделяет какой-то обьект(направив на него внимание) происходит апперцепция или проще говоря познание(осознавание) этого обьекта.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ум всегда познает тот обьект на который он направлен. Это не какой-то приобретенный навык или что-то что появляется при некоем ментальном усилии. Это присуще уму как его естественное и неотьемлимое качество. Поэтому если мы говорим об уме мы также подразумеваем и познание. Нет ума который бы не обладал этим качеством. Познание определяет ум как мокрость определяет воду.
Есть классический пример с зеркалом. Если перед ним поместить какой-либо предмет, то в зеркале мгновенно образуется его отражение. Это, как говорится, происходит благодаря природной способности зеркала к отражению. Таким же образом осуществляется познание. Если в сферу ума, посредством органов чувств, проникает тот или иной феномен, на который вы обращаете свое внимание, то он мгновенно начинает познаваться.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Как только вы выбираете тот или иной обьект тут же начинается процесс познания. Совершенно не важно, привлекаете ли вы для этого прошлый опыт с целью поиска похожих ситуаций, напрягаете органы чувств, пытаетесь использывать логику и здравый смысл или напротив силитись проявить у себя способности к телепатии у всех этих действий, независимо от их правильности и необходимости, одна общая цель. И эта цель познание.
Когда человек слышит, к примеру, как кто-то произносит его имя, то он автоматически напрягает свой слух пытаясь выделить обьект и начать егоисследование: Кто это сказал? Ко мне ли это обращались? Насколько это важно? Вот эта вопросительная бомбардировка и является процессом осознавания. А если еще точнее, то не сами вопросы, а лежащее в их основе состояние ума, которое в дзен очень метко названо вопрошанием.
Подробнее мы рассмотрим это когда будем говорить о практике.
В описаном выше примере, где речь идет о прогулке по городу, иллюстрируется как внимание прыгает от одного обьекта к другому управляемое случайной цепью ассоциаций и привычных тенденций. Нетрудно представить себе качество познания которое при этом возникает. Оно мягко говоря поверхностно.
Есть классический пример про потревоженную поверхность воды в которую бросили камень и теперь в ней помимо волн и ряби вода мутнеет из-за поднятого со дна ила, так что уже невозможно сквозь нее что-нибудь разглядеть. Приходится ждать пока вода успокоится, а ил осядет.
Также и мысли скачущие с одного обьекта на другой вносят в ум сумятицу и рассеяность блокируя возможность что-нибудь действительно ясно увидеть, познать.
Но, если в примере с водой достаточно очевидно что означает увидеть, то в случае с умом что это значит - познать?
Обработать массив статистических данных? Разбить данные чувств на подмножества и выделить логическую структуру? Соотнести полученную информацию с имеющимися знаниями?
Это все интересные и эффективные инструменты, но к познанию, с буддийской точки зрения, они имеют слабое отношение.Это не более чем шаблоны, или алгоритмы которыми вполне можно "оснастить" компьютер, но не один компьютер еще не смог смоделировать сознательную активность. Более того Р. Пенроуз доказывает что это принципиально невозможно по причине неалгоритмизуемости процессов мышления.
Чтоже отличает ум от бездушной машины?
Кроме общих положений навроде того, что ни одна машина не может самостоятельно менять задачу и подбирать под это необходимые инструменты, а также совершенствовать их, самообучаться и т.п. нам мало что известно.
Есть определенные теории в религиозно-философских системах, в частности буддизме, но мы договорились что эта статья не будет касатья религиозной парадигмы. Поэтому попробуем без этого.
Целью познания является установление истины. И к этому же стремятся вышеперечисленные инструменты(как то: логика, анализ, статистика и пр.), но если опираться лишь на них то всегда мы будем обнаруживать разрыв между истиной и апперцепцией произведенной с помощью этих инструментов. Ну просто потому что такое познание будет опсредованным и как следствие будет лишь моделировать тот или иной процесс не приближаясь к нему ближе чем позволит тот или иной выбранный нами инструмент.
Возможно ли проникнуть за этот барьер?
Простая логическая дефиниция истины - это соответствие мысли ее обьекту. Познавая нечто мы пытаемся соотнести нашу мысль с этим явлением как можно более точным способом. Если мы зададимся вопросом кто устанавливает правильность выполненного соотнесения(соответствие), то будем всегда натыкаться на описаный выше барьер. Но если мы попытаемся воплотить это буквально, на практике, то это означало бы восприятие обьекта без привнесения чего-либо еще. Восприятие как есть. При восприятии "нечто", в вашем уме нет ничего кроме этого "нечто". Вы какбы сами, ментально, превращаетесь в обьект восприятия стирая субьект-обьектное разделение.
Пожалуй это все что можно сказать о познании не углубляясь в дебри буддийской философии. Кому интересно могут сделать это самостоятельно, а в рамках данной статьи это будет лишним.
С этой т.з. практика випашьяны полезна тем, что может расширить базовую осознанность, сделать наше восприятие более ясным и способным эффективнее углубиться в любую исследуемую задачу.
3 Для чего это нужно?
Описывая сосредоточение и осознанность мы уже сделали два важных вывода о полезности работы с этими свойствами ума.
Здесь мы раскроем это подробнее.
Целью медитации является особое медитативное состояние, которое называется созерцанием и имеет два полезных аспекта соответственно связаных с шаматхой и випашьяной. В сущности оба этих аспекта неотделимы друг от друга и являются просто разными сторонами одного и того же.
Сосредоточение и осознавание лежат в основе любой ментальной деятельности и в обычных случаях управляются случайными внешними и внутренними процессами.
Ко внешним процессам можно отнести любое резкое изменение в том или ином сенсорном канале. Именно поэтому рекламные ролики на тв звучат громче обычного вещания, а баннеры в интеренете мигают, и часто являются анимированными картинками.
Ко внутренним процессам относятся эмоции, убеждения, привычки, желания, ощущения, прошлый опыт, самочувствие, положение тела, дыхание и пр.
В принципе возможно освоить такую степень сосредоточения позволяющую не отвлекаться на внешние раздражители. И это научно доказанный факт. В одном из исследований рядом с медитирующим монахом звучал ружейный выстрел, на который он никак не реагировал. До этого исследования ученые считали что такое не возможно.
Однако вполне достаточно научиться контролировать свое внимание таким образом чтобы не быть обусловленными внутрениими процессами. Быть свободными от них. Это не означает что мы их игнорируем. Все эти процессы происходят как обычно, единственное отличие состоит в том что они не имеют былой власти и не могут нами управлять по первому импульсу. У нас появляется контролируемая пауза в которой мы сможем совершать осознанный выбор.
Алегорически это можно представить как беспорядочно скачущий табун лошадей. У одной из лошадей на спине расположена видеокамера, картинку с которой вы наблюдаете. Изображение дрожит и прыгает, появляются помехи и время от времени, когда лошадь осбенно сильно взбрыкнет, камера слетает с ее спины и перекидывается на другую лошадь. Это пример обычного состояния.
В созерцании вместо камеры появляетесь вы сами, но не в качестве "футбольного мяча", а шествуете рядом с лошадьми. Ваше внимание свободно и вы не обусловлены видом из камеры. Вас не трясет от бешенной скачки. И вы можете спокойно и внимательно осмотреться вокруг.
Этот аспект созерцания связан с реализацией шаматхи.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В связи с этим любопытно как в нашем обществе принято отличать умного человека от глупого. Часто, в народе, глупым зовут человека неосознанного, ведущего себя неадекватно ситуации, а умным называют человека имеющего обширные знания и хороший потенциал к их применению. Легко увидить что эти определения не противоположны друг другу.
И психологическая подоплека этого парадокса понятна. Производя оценку большинство людей ориентируется на защиту собственных интересов. Раздели мы людей на "осознанных" и "неосознанных", за рамками такой классификации осталось бы множество тех, которые вкупе с осознанностью еще и знающие. Такая классификация слишком далека от реальности и поэтому отбрасывается. Подели мы всех на "знающих" и "знающих не очень", велика вероятность самому оказать в числе вторых. Возможно по этим причинам, принятая в народе классификация имеет такой вид.
Но интересно другое. В рамках нашей статьи мы можем предложить другую классификацию, по степени осознанности и силе сосредоточения. Просто покажем крайние положения. Как будет выглядеть человек с хорошо развитым сосредоточением, но с обычным осознаванием?
Здесь приходит на ум распространенный образ научного гения который рассеян во всех иных областях кроме своей стези. У него всклокоченные волосы, драный халат, на лице следы мела, зато он обосновывает теорию реактивного движения и строит чертеж первого в мире космического корабля. Его степень осознанности такая же как и у многих других обычных людей. Однако, с помощью сосредоточения он смог направить эту познающюю активность в узкое русло и в итоге получил больше чем кто-либо другой лишь поверхностно(по сравнению с ним) касающийся этой темы.
Его прямой противоположностью будет человек не способный надолго сосредоточиться на чем-то одном, но зато обладающий большей ясностью, осознанностью. Это тоже гений, но в иной сфере. Степень сосредоточения у него слабая зато познание, степень проникновения повышена. Он буквально сыплет инсайтами и откровениями. Любая самая обычная деталь попадая в область его внимания преображается до неузнаваемости. За это он расплачивается отсутствием какой-либо связности, конкретности и воспроизводимости своих экспиеренсов. Но его это и не заботит, как мел на лице не заботил предыдущего товарища. Его идеи, эмоции и настроения сменяют друг друга быстрее чем к это готовы окружающие. Сейчас он пишет пьесу, но вдруг вскакивает, в сердцах бросает исписанные листы в огонь и уже через несколько минут, глядя в окно, рассуждает о красоте зимнего пейзажа в русской глубинке. И это несмотря на то что окна его городского дома выходят во двор, аккурат на помойку, а описываемые события разворачиваются в середине июля.Это образ творческого гения.
Разумеется в природе мы обычно наблюдаем смешанные типы.
И хотя озвученные типажи и именуются гениями это не является идеалом практика медитации. Да, первый из них имеет хорошо развитое сосредоточение, но что как не природная склонность привела к этому? Может ли он произвольно управлять своим вниманием сосредотачиваясь на чем угодно?
Да, второй имеет хорошие качества осознавания, но какой в них прок если он не может направить свое внимание и удерживать его достаточно долго до нужного ему результата, а не приносить жертвы музе в надежде что его инсайты будут востребованы обществом при его же жизни?
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Аспект созерцания связанный с випашьяной интересен тем, что если вы направите свое внимание на ощущения, желания, эмоции и прочие сигнализаторы своего состояния, то увидите как они исчезают. Причем это происходит мгновенно. Любое ощущение, эмоция, желание на которые вы направите свое внимание, подобно лампочке, которая ярко вспыхивает чтобы через мгновение погаснуть, немедленно растворяются.
Это связано с тем, что благодаря вашей ясности вы видите вещи такими как они есть.
Ни одно из ваших психологических переживаний не имеет реальной основы, поэтому то оно и исчезает. Если вы направите свое внимание на какой-либо физический обьект, то исчезнет не он, а то субьективное отношение с которым вы связываете этот обьект. Из обьекта исчезает ваш субьективный "вклад" и он остается таким как есть.
Например, глядя на стул он вам может нравиться или не нравится, напоминать о чем-то приятном/неприятном, асоциироваться с чем-то из прошлого опыта, или будить фантазию и стать предметом мечтаний. Все это и многое другое является вашим субьективным "вкладом" в простое восприятие стула. В созерцании весь этот вклад исчезает.
Конечно, сразу оказаться в таком состоянии созерцания врядли получится. Но медитация полезна даже с самых ранних этапов. Поскольку чем больше вы будете упражняться в сосредоточении тем легче вам будет управлять своим вниманием, быть менее зависимым от своих привычек, эмоций, настроений и вообще чегобы то нибыло. А при даже небольшом овладении сосредоточением вы сможете практиковать внимательность и лучше понимать как окружающее, так и самого себя, свои мотивы и желания. Вы сможете более ясно видеть цели и причины своих действий, а не испытывать приятное/неприятное ощущение направляющее ваше внимание и свидетельствующее о том, что данное решение сформировано неосознаваемойпривычкой. В общем виде ясность(осознавание) это противоположность шаблонному мышлению.
И главный бонус от медитации проявляется в более свободном и осознанном отношении к себе и жизни.
Дополнительно, с помощью медитации можно развивать необходимые качества, навыки, полезные привычки, менять свое отношение к чему либо и т.п.
К примеру можно соредоточиться на хороших качествах какого-либо человека(шаматха), а с помощью такой разновидности випашьяны как аналитическая медитация обосновать связь этих качеств с этим человеком, затем получив ощущение правильности своей оценки вернуться снова к шаматхе и соредоточиться на этом ощущении. В результате мы, в довольно короткие сроки, получим дружеское(или даже любовное) отношение к выбранному человеку, даже если до этого считали его врагом.
4 Как практиковать?
Как я писал выше, ум имеет два естественных свойства - направленность(выделение) и способность к познанию(осознавание). Работа с этими свойствами с помощью шаматхи и випашьяны и составляет суть буддийской медитации. Обычно эти две практики следуют одна за другой в рамках одной сессии. Но бывает и так что они практикуются отдельно. Это зависит от конкретных видов практики. Разберем эти практики подробнее.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Прежде чем перейти к описанию конкретных методик я бы посоветовал вам определиться со своим жизненными целями. Ведь до этого(если у вас нет никаких конкретных и далеко идущих убеждений) ваша жизнь управлялась процессами имеющимися у всех по умолчанию. В качестве базиса ваша психика использывала результаты жизненного опыта, инстинктивные программы формирующиеся в процессе взросления, родительские установки, социальные и культурные нормы.
И пусть, по большому счету это скрытый для вас, и случайный процесс, но он работал. Теперь же вы хотите, как минимум, в нескольких областях взять управление на себя. Ну допустим у вас получилось, а что делать то будете? Старое, слабоэффективное функционирвание системы вы нарушили, а нового ничего не предложили. Здесь очень велика вероятность свалиться в глубокую депрессию из которой потом будет очень трудно выбраться.
Поэтому прежде чем что-либо разрушить имейте что-то что можно будет установить взамен.
В махаянском буддизме с помощью медитации разрушается эгоистическая мотивация и ей взамен предлагается альтруистическая(бодхичитта). В хинаянском буддизме практик обычно заканчивает монахом находясь на обеспечении группы мирян(сангхи). А что с этой ситуацией делать человеку вне религиозной парадигмы, мне посоветовать сложно. Думайте сами.
Но конечно, все эти предостережения и оговорки актуальны для тех, кто собирается заняться медитацией что называется всерьез и надолго. Если ваша цель просто чуть более ясное состояние ума и тела, спокойствие и способность воздействовать на свое внимание с как можно меньшим дискомфортом для себя и окуржающих, то можете не беспокоится насчет каких-то отрицательных эффектов.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Подготовка
Вообще говоря буддисты практикуют не только медитацию. Это лишь ступень в целостном так называемом восьмеричном пути озвученным Буддой в четвертой Благородной Истине. Медитации предшествует этап нравственности. Но мы этот этап урежем до простого принципа который желательно реализовать перед непосредственной медитацией.
Часто этот принцип путают с самой медитацией низводя ее до экзотического способа релаксации. Тогда как в действительности расслабление это просто желательное условие на фоне которого медитировать легче.
Принцип был сформулирован Буддой в метафоре с музыкальным инструментом, у которого лопаются струны если их перетянуть и не извлекаются звуки если настроить слишком слабо, и носит название срединного пути свободного от крайности. Собственно это довольно глубокий принцип проходящий через все учение Будды. Это даже альтернативное название Восьмеричного Благородного Пути. В контексте подготовительных условий этот принцип относится к приведению ума в нейтральное, свободное от крайностей русло.
Ум практика не должен быть слишком возбужденным и слишком вялым.
Эта умеренность должна распространяться на все ваше поведение. Если мы чувствуем голод, то нам будет труднее сосредоточиться. Если мы вдоволь поели, то со средоточением проблем не будет, но осознавание будет очень низким. И точно также со всем остальным: если мы испытываем какую-либо необходимость ум возбуждается, если же напротив - мы всем удовлетворены ум притупляется. По идее эту умеренность надо распространить на все наше поведение в повседневной жизни, но постарайтесь его придерживаться хотябы перед медитацией. Это вспомогательное условие.
Непосредственно перед медитацией можно проделать небольшой комплекс упражнений для релаксации. Что это будут за упражнения - решайте сами, что лучше вам подойдет. Могу посоветовать сделать несколько глубоких вдохов-выдохов, так называемое полное йогическое дыхание. Это когда вдох начинается снизу и движется вверх, а выдох наоборот - сначала выдыхаете грудью и постепенно двигаетесь к животу. То есть вдох происходит также как жидкость наливается в стакан - заполнение идет снизу-вверх, а выдох - сверху-вниз, как-будто жидкость выливается из стакана.
Можно для контроля и обучения положить левую руку ладонью на живот, а правую ладонью на грудь и вдыхая следить за тем, чтобы сначала поднималася левая ладонь, а затем правая. На выдохе наоборот.
Можно совместить расслабление с уже непосредственной практикой сосредоточения. Для этого нужно скачать запись йога-нидры, где вам будут последовательно называть части тела на которые вы должны переместить свое внимание и проделать это в течении нескольких минут.
Вобщем подойдет любой способ расслабиться. Критерий все тот же: нет сильного беспокойства с одной стороны и нет желания заснуть с другой.
Поза
В западной культуре поза вдумчивого соредоточения обычно ассоциируется с чем-то вроде Роденовского "Мыслителя". Необходимо сразу отказаться от такого представления, ибо такая поза больше подходит для болезненного запора а не для медитации. Здесь действует все тот же принцип срединного пути.
Поза не должна быть ни слишком расабленной ни слишком напряженной. Скорее должно быть ощущение собранности, подтянутости.
Если вы далеки от идеалов легкой атлетики, то не нужно себя насиловать и во чтобы то ни стало усаживаться в лотос. Помните о том, что поза это вспомогательный инструмент и если вам в этой позе неудобно, то он перестает выполнять свою функцию, если вообще не становится препятствием.
Вполне можно сесть на стул и облакотиться на спинку по возможности оставляя спину прямой. Кстати, одним из косвенных признаков правильного умственного настроя предшествующего медитации является самопроизвольное выпрямление осанки.
Обьект медитации
И снова срединный путь. Обьект должен быть по возможности нейтральным. Не должен провоцировать сильные эмоции или же напротив, оказывать отупляющее воздействие. Не нужно выбирать обьектом порнографические снимки и текущую воду, горящий огонь.
Совершенно незачем портить зрение и разглядывать, к примеру узоры на обоях, контрастные картинки или мелкие детали.
Если затрудняетесь с выбором обьекта, то нарисуйте на белом листе бумаги небольшой круг, закрасьте его серым цветом и используйте его.
В случае медитации на мысленном образе такой круг можно представить.
5 Шаматха
Существует множество вариантов этой практики. И в разных школах по разному ставятся акценты.
Общим местом здесь будет сосредоточение на том или ином обьекте.
Мы разделим эту практику на главную в которую войдет способ, похожий на тот, который используется в тибетском буддизме, и несколько вспомогательных в которые войдут некоторые аспекты нескольких других вариантов.
В главной практике мы будем сосредотачиваться на самом уме.
Для выполнения необходимо сесть с прямой спиной, выровнять дыхание и сфокусировать взгляд(не внимание) на пустом пространстве перед собой таким образом чтобы зрачки не двигались. Это необходимо потому, что состояние ума тесно связано с сотоянием тела. Когда вы сосредотачиваетесь ваш взгляд естественным образом останавливается, а дыхание выравнивается. Но возможна и обратная связь, когда определенные манипуляции с телом способствуют сосредоточению ума. В более широком смысле на этом принципе основана йога.
В обычной жизни эту медитацию можно сравнить с состоянием задумчивости, или даже мечтательности с тем отличием что в этих состояниях мы полностью погружены(вовлечены) в ментальные процессы, тогда как в медитации необходимо просто стороннее наблюдение. Мы какбы рассматриваем все что происходит в уме, будь то мысль, желание или образ не отдавая ни чему из этого предпочтения. Вместе с тем, мы не блокируем информацию от органов чувств. Мы понимаем где мы находимся, слышим звуки, ощущаем запахи, испытываем тактильные ощущения.
Первое затруднение с которым обычно сталкиваются при подобной медитации заключается в том, что при сосредоточении на сфере ума мысли какбудто исчезают. А если точнее то перестают проявляться спонтанно и если мы о чем-то подумаем, то это только благодоря сознательному усилию. Точно также, реши мы просто наблюдать за собственным дыханием, то очень быстро столкнемся с похожей проблемой. Естественное дыхание
пропадает и появляется контролируемое нами. Можно даже, через небольшое время, устать дышать и только подивиться тому как мы это делаем всевремя когда не уделяем дыханию внимания.
Через некоторое время такой медитации у вас заболит грудь, а в случае медитации на уме возникнет нервозность, беспокойство и раздражение.
Это означает что вы слишком напрягаетесь и пытаетесь блокировать мысли. Другой крайностью является слишком сильное расслабление и выражается в частых отвлечениях, когда вам кажется что вы вроде бы наблюдаете свой ум не вовлекаясь, но вдруг обнаруживаете что уже несколько минут думаете о том, что хорошо бы сменить обои в гостинной.
В обоих случаех совет очевиден: в первом случае необходимо чуть расслабиться, а во втором наоборот - собраться. Какие-то конкретные величины на которые необходимо произвести расслабление/собранность привести невозможно и это определяется исключительно в процессе самостоятельной практики.
Это похоже на то как если бы вы выгуливали собаку по определенному маршруту. Вы не выпускаете поводок из рук, но в некоторых местах его ослабляете дав другу человека возможность обнюхать и пометить близлежащий куст, или жа напротив подтягиваете к себе когда пес норовит разрыть цветочную клумбу.
Ничего страшного в том, что по-началу вы будете все время отвлекаться нет. Это естественно. Каждый размедитации. В этом и состоит тренировка.
Скорее всего сразу такую медитацию будет очень трудно выполнить. Поэтому рекомендую начать с более простых. Это может быть медитацией на чем-то более конкретным как то:
-на внешнем обьекте
-внутренних ощущениях
-ментальном образе
-звуке
Про внешний обьект описано выше, добавлю лишь то, что для удобства, его следует расположить на уровне глаз(если у вас преобладает сонливость то чуть выше, если возбужденность - чуть ниже), на расстояние полуметра.
Внутренние ощущения хороши тем, что имея определенную степень интенсивности сами привлекают наше внимание. А ментальный образ имеет преимущество обратной связи: как только вы отвлекаетесь образ пропадает.
Для сосредоточения на звуке можно попробовать слушать песни на заведомо незнакомом языке, с тем чтобы сфокусироваться на ощущении синхронного восприятия. Вы как-будто мысленно повторяете за певцом с такой скоростью, что создается впечатление что именно вы и говорите эти слова. При достижении такого эффекта сосредоточьтесь на нем и попытайтесь удерживать. Можно также попрактивать при общении. В данном случае вы удерживаете внимание не только на синхронности, но и стараетесь понимать смысл сказанного вашим собеседником.
Подручные средства
Вначале, чтобы обрести стартовые навыки, можно поробовать использовать различные вспомогательные средства с обратной связью. Например:
Танцующая балерина
Сосредоточьтесь на тени от ноги балерины. Через некоторое время вы сможете "заставить" балерину вращаться влево-вправо в пол оборота. Теперь сосредоточьтесь на этой фокусировке и старайтесь ее поддерживать. Любое отвлечение(кроме мысленного) сразу же станет очевидным - балерина сделает полный оборот.
Шар с падающим снегом
Для тренировки концентрации на мыслях можно воспользоваться сувенирной игрушкой в виде стеклянного шара с каким-либо изображением и "падающим снегом" внутри.
Ваша цель фокусировка внимания на обьекте внутри шара при полном отсутствии летающих снежинок.
Хорошенько встряхните шар и сосредоточьтесь на обьекте внутри него. Как только заметите мысленное отвлечение легонько встряхните шар. Ничего страшного если по началу вы только и будете делать что трясти шар. Это нормально.
Сила джедая
Если есть возможность можно приобрести вот такую штуку:
http://www.robomag.com/catalog/id_5/
Игра "Радуга"
При появлени названий цветов, ваша задача поочередно показывать то правой, то левой рукой на них и называть цвет фона (а не тот, что написан).
При появлении слова "хлопок" - хлопать в ладоши.
Здесь тоже впринципе все понятно. Скачать и поиграть можно тут:
http://nlping.ru/?id=24562C4C-F4497-AA786C43
Все эти вещи хороши на начальных этапах, в качестве вспомогательных инструментов, в дальнейшем, на мой взгляд, они должны быть отброшены, т.к. имеют один существенный недостаток.
Практика медитации представляет собой самоисследовние в котором важную часть составляет собственное, прямое переживание, опыт понимания. И если этот опыт для вас нов и изначально вам неприсущ, то его невозможно индуцировать извне никакими сколь угодно хитрыми приборами. Как невозможно передать другому человеку вкус шоколада, если он его никогда не пробовал.
Понимание что такое сосредоточение без отвлечений как раз и является таким опытом и одновременно целью практики. Когда мы используем какой-либо из вышеперечисленных подручных средств, мы автоматически строим модель того чем является сосредоточение с тем чтобы впоследствии подогнать наш опыт к этой модели. А любая модель это всего лишь рассуждения о вкусе шоколада.
К примеру джедайская игрушка подразумевает что сосредоточению соответствует некоторый диапазон частот электрической активности мозга. В понимании сосредоточения как шаматхи это не совсем так. Достаточно вспомнить, что в учении буддизма шаматха и випашьяна разделены лишь условно, методологически. Тогда как в процессе медитации это разделение пропадает. Практик должен обьединить состояние покоя с движением.
Критерием, для отказа от подобных игрушек служит устойчивый навык концентрации, когда для выполнения упражнения вам больше не нужно прилагать серьезных усилий и вы можете поддерживать концентрацию оставаясь расслабленным. Когда у вас получится более менее стабильно удерживать свое внимание можно переходить к випашьяне. Кстати, есть хороший критерий: если ум успокаивается в процесс медитации и так происходит каждый раз, то это означает что вы ее освоили. Если же происходит наоборот, ум быстро успокаивается в начале медитации, а затем вы начинаете делать различные ошибки, появляется возбужденность, беспокойчство и пр., значит вам нужно еще какое-то время поупражняться.
6 Випашьяна
Сущностным отличием випашьяны от шаматхи является то, что в випашьяне присутствует движение, тогда как шаматха тяготеет к статичности. Таким образом задача медитации вообще заключается в том, чтобы как можно более полным образом обьединить состояние покоя с движением.
Смысловое отличие заключается в том, что шаматха выделяет обьект, а випашьяна его исследует.
Медитацию осознавания мы также разобьем на главную и вспомогательные. Главной будет рассмотрение мыслей. В отличии от шаматхи, здесь мы не просто пассивно фиксируемся на уме, а активно наблюдаем за каждой появляющейся мыслью. Как она возникает, развивается, исчезает. Как и откуда она появилась, и куда затем пропала. При этом мы не проговариваем эти вопросы, а именно смотрим. Даже если и будут возникать какие-то ответы(а они скорее всего будут) мы не обращаем на них внимание. Наша задача поддерживать бдительность и заинтересованность.
Опять же, такой тип медитации труден для начала, поэтому приведем описание других практик служащих своеобразной подготовкой.
Коаны
В дзен есть метод решения коанов. Поскольку нам не нужна буддийская философия и ее задачи, то коаны мы можем смоделировать самостоятельно. Для этого нам необходимо знать в чем их основная цель. А цель их проста - поддерживать состояние бдительности описаное чуть выше. Дзенки, очень метко называют это состояние вопрошанием.
Мы все, время от времени, испытываем это состояние когда вспоминаем что-то, что "буквально вертится на языке", или когда близки к решению какой-то трудной задачи. Отличие от медитативной практики в том, что во-первых обычно мы очень возбуждены в этот момент, пытаясь удержать внимание, а во-вторых вопрошание не удерживается хоть сколько-нибудь длительное время. Либо мы в скорости находим ответ и удовлетворяемся этим, либо переключаемся на что-то другое позволяя бессознательному "додумывать" за нас.
Первое отличие исчезает в результате предварительной практики шаматхи, в которой мы обретаем стабильность соредоточения и спокойствие ума при общей раслабленности. А второе отличие устраняется с помощью коана. Коаном может быть любая задача с неочевидным решением.
Еще лучше если задача будет парадоксальной. Это избавит вас от многих ненужных(в медитации) интеллектуальных ответов одновременно стимулируя ваше "поисковое" направление ума. Не трагедия если ответы будут появляться, наша цель не останавливаться на них, а поддерживать "ищущий ответ ум". Постарайтесь не вовлекаться в процесс размышления, а оставаться в нейтральной позиции, наблюдая это так, как если бы вам показывали интересный фильм с захватывающим сюжетом. Вы сидите и смотрите в ожидании развязки. При этом не сопереживаете, не оцениваете, не строите предположений и не ждете чего-то конкретного.
Исследование сенсорных ощущений
Классически, в данном подходе, вы исследуете возникновение, становление и исчезновение ощущений. Но можно несколько усилить эту медитацию с помощью наведения состояния вопрошания без использывания коана.
В этом случае при появлении какого-либо ощущения вы спрашиваете себя: "где оно находится, какой имеет цвет, какую форму, какой размер, плотное оно или разряженное, имеет вес или легкое" и т.п. То есть исследуете ощущение как реальный внешний, материальный обьект. При этом вы не отвечаете себе поразмыслив, а пытаетесь действительно это увидеть в непосредственном опыте. При правильном выполнение ощущение исчезает. Даже если это острая боль. Другое дело, что если причина боли не устранена, ощущение после исчезновения возникнет вновь. Тогда можно попробывать поисследовать таким же образом причину, что несколько труднее и требует определенной реализации в практике випашьяны, для того чтобы эта причина была доступна вашему осознаванию.
Конечно не надо геройствовать и в случае сильного болевого ощущения лучше принять лекарство и сходить к врачу.
Похожий метод описан в книге Л. Рейнхарда "Трансформация"
Медитация на дыхании
Есть несколько разновидностей этой практики. Поэтому имеет смысл описать здесь базовые положения. Вот, например как об этом пишет Тханиссаро Бхиккху:
"Перенесите ваше внимание на восприятие дыхания. Несколько раз медленно вдохните и выдохните, фокусируясь на тех местах в теле, где ощущается дыхание, и уму легко сосредоточиться. Это может быть в носу, в груди, в животе, или в любом другом месте. Обратите внимание на это место, замечая, что оно чувствует, когда вы вдыхаете и выдыхаете. Не усиливайте дыхание, и не прилагайте излишних усилий для сосредоточения. Позвольте дыханию быть естественным, и просто следите за ощущениями. Смакуйте их, как будто хотите продлить приятные ощущения. Если ум отвлекается, просто верните его обратно. Не беспокойтесь. Если он отвлекается 100 раз, сотню раз верните его. Покажите ему, что настроены серьезно, и, в конце концов,
он вас послушает.
Если хотите, можете поэкспериментировать с разными способами дыхания. Если глубокое дыхание кажется удобным, продолжайте работать с ним. Если нет, используйте любой удобный телу ритм. Вы можете попробовать короткое дыхание, быстрое дыхание, медленное, глубокое или поверхностное – любое наиболее комфортное для вас в данный момент…
Однажды, выбрав удобный ритм дыхания в выбранном месте концентрации, обратите внимание на ощущение дыхания в других частях тела. Начните сосредотачиваться в области непосредственно под пупком. Вдыхайте и выдыхайте, замечая ощущения в этой области. Если там нет никакого движения, просто отметьте, что там нет движения. Если там есть какое-то движение, отмечайте его качество, чтобы увидеть, какое оно – неровное, затрудненное или скованное. Если оно скованное или напряженное, подумайте, как его ослабить. Если прерывистое или неровное, подумайте, как его выровнять…
Теперь переместите внимание вправо от этого места – в крайний правый угол от пупка – и повторите тот же процесс… Затем в крайний левый угол. Затем над пупком… вправо, влево… к солнечному сплетению… вправо, влево, в середине груди… к основанию горла… вправо, влево… к середине головы… [посвятите несколько минут каждой точке].
Если вы будете медитировать дома, вы можете распространить этот процесс по всему телу – на голове, спине, руках, ногах, кончиках пальцев и пят. Но, если время ограничено, я бы просил вас, сфокусироваться на любом месте, которое мы уже упомянули. Дайте вашему вниманию удобно расположиться там, а затем пусть ваше полное осознание распространиться на все тело, с головы до пят, как у паука, сидящего в центре своей паутины: он сидит на одном месте, но чувствует всю паутину. Сохраняйте внимание в этом состоянии, вам придется над ним поработать, потому что тенденция будет состоять в том, чтобы снова сжаться в одну точку. Представляйте, что вдыхаете и выдыхаете всем телом, каждой его порой. Оставайтесь в этом состоянии некоторое время – вам не нужно никуда идти, не нужно ни о чем думать…"
Основой для этой техники служит Анапанасати сутта
Более подробно можно почитать здесь: http://www.theravada.ru/Teaching/Works/meditaciya_anapanasati-sv.htm
Медитация при ходьбе
Не пробуйте проделывать это в потенциально опасных ситуациях, например за рулем. На начальных этапах развития медитации, поведенческий шаблон все еще эффективней, а ошибка в практике может обернуться тем, что придется начинать все с начала, уже в следующей жизни.
Суть в том, что вы пытаетесь отслеживать все свои действия, которые производятся при движении и в том порядке в котором они производятся.
Буквально так:
"Напрягаю мышцы правого бедра, поднимаю правое колено, сгибаю правую ногу в колене, вытягиваю носок правой ноги, отталкиваюсь левой ногой, напрягаю икры левой ноги, напрягаю поясничный отдел, подаюсь телом вперед, выставляю правую ногу вперед, разгибаю правое колено..." и т.д.
Не нужно все это проговаривать, отмечайте на уровне ощущений.
Вот здесь описан опыт подобной практики http://www.dhamma.ru/practice/sati.htm
Основой для этой техники служит Сатипаттхана сутта
Аналитическая медитация
Это ни что иное, как обычный процесс размышления. Отличие в расслабленной сосредоточенности и однонаправленности, которое достигается с помощью шаматхи. Обьектом медитации может служить любая тема, однако рассуждение должно быть результатным. Иметь какой-то вывод или итог.
Если вы используете медитацию для обретения тех или иных качеств характера, смены привычек, развития того или иного отношения, то очевидно размышление должно строится вокруг их полезности и необходимости, а итог должен быть положительным и убедительно показывать необходимость этих качеств, привычек и пр.
Подручные средства
В качестве подручных средств подойдет любая интеллектуальная игра. Скажем, шахматы. Это самый простой вариант практики випашьяны не требующий вообще каких либо усилий и знаний. Также рекомендую обратить внимание на множество уже существующих техник развития обычной внимательности.
7 Распространенные ошибки при медитации
Главной ошибкой в медитации является отвлечение. Точнее это даже не ошибка, а прямая противоположность медитации. Это обычное состояние ума, когда мы автоматически следуем за своим мыслями, идеями, желаниями и пр. практически не осознавая это.
Самая часто встречающая ошибка, которую обычно и считают медитацией, заключается во впадении в состояние оцепенения. Кажется что мыслей нет, тело напряженно, а из восприятия "вываливаются" целые куски собыий происходивших с вами во время практики и о которых вы ничего не помните.
Это свидетельство сильного напряжения, возможно стоит принять более расслабленную позу или выполнить дыхательные упражнения.
Другая ошибка в потере обьекта медитации. Вы становитесь наблюдателем всего что происходит вокруг и внутри вас(это может быть похоже на безобьектную медитацию, но без определенных навыков ею просто не сможет стать). Это рассеяность в результате чрезмерного расслабления. Примите более жесткую позу или смените обьект медитации на более конкретный.
Еще есть ошибка связанная с тупостью. Это когда внимание сосредоточено, но ментальная активность сильно снижена, но не в результате сознательной блокировки, как в случае с оцепенением, а из-за переутомления, пресыщения или из-за какого-то многозадачного процесса протекающего в голове. В психологии это состояние называют трансом. Возможно стоит выбрать обьект с ярковыраженными свойствами и чертами.Или же сосредоточиться на ментальном образе.
Если проводить компьютерную аналогию, то первая ошибка похожа на случай атаки компьютера вирусами. Тогда антивирусное ПО блокирует все процессы.
Вторая ошибка это когда компьютер уходит в спящий режим и на мониторе возникает заставка.
А третья ошибка возникает когда системных ресурсов нехватает для выполнения задачи и компьютер, как говорится, "подвисает".
Саму же медитацию можно проилюстрировать процессом который мы наблюдаем нажав одновременно клавиши "ctrl+alt+Delete". Диспетчером задач.
Желательно детально ознакомиться с наставлениями по шаматхе и получить свой собственный опыт, поскольку простое описание медитации и связанных с ней ошибок позволят вам разве что поверхностно отличить процесс медитации от внешне похожего на него процесса ловли рыбы. Оба эти процесса внешне схожи. Хотя, конечно, это тоже уже немало.
8 Заключение
Для более полного ознакомления с техниками предлагаю послушать запись вводной лекции Алана Уоллеса,
http://pancakhandha.narod.ru/Know/awallace.html
а для более детального разбора запись ретрита с ламой Сонам Дордже(Олег Поздняков).
http://pancakhandha.narod.ru/Know/Sonam_D.html
В последнем случае будет возможность попробовать попрактиковать одновременно получая наставления.
Также необходимо сказать, о том, что медитация в буддийском контексте не исчерпывается шаматхой и випашьяной и есть еще много разновидностей практики. Но большинство из них имеют и шаматху и випашьяну в своей основе. Есть техники развивающие(или даже прививающие) те или иные качества как в стиле сутры, так и в стиле тантры. Однако описание этих техник жестко связано с теоретическими обоснованиями, такими как теория личности(панчаскандха), пустоты(шуньята), взаимозависимого возникновения(пратитьясамутпада) и пр. Поэтому это выходит за рамки данной статьи целью которой было описать тот необходимый базис лежащий в основе буддийского праксиса, который можно использовать не вовлекаясь в теорию и философию этого учения.